Отечественная автомобильная промышленность за всю свою историю в технологическом плане постоянно отставала от развитого западного и азиатского мира, так что о подобного рода малосерийных маркетинго-имиджевых продуктах и вовсе не могло идти никакой речи.
Спорткарами принято называть модели, созданные с применением особых технологий, позволяющих любому водителю в реальных условиях получить удовольствие от незаурядных способностей своего "железного коня" - в первую очередь от выдающихся динамических характеристик и острой реакции на управление, разумеется при наличии соответствующих финансовых возможностей, либо желания потратить имеющиеся средства на приобретение не самого практичного для повседневной эксплуатации авто.
Но на рубеже нулевых и второго десятилетия нынешнего века российские автомобильные предприятия переживают определенный производственный подъем, обусловленный как государственной поддержкой, так завязывающимися отношениями или более тесным сотрудничеством с иностранным автопроизводителями, и в качестве демонстрации растущих возможностей выпускают на рынок свои собственные нишевые модели. Впрочем, иногда автомобили со спортивным духом рождаются еще и под воплощением амбиций независимых энтузиастов, до этого даже не имевших к автопромышленности никакого отношения.
Marussia
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiUIWaRZbNwuSrwZBgeiUSHL5awP20XdVA9OqzyJ0nmQ_OXyLX7w8ngRjn7XwraoPccliKOjSbvaHmCklVRnd25sF02PaWxQp3_ccjsto6S9KwJtNZBnQOyipliWitXxCty7gdITircerA/s0/marussia.jpg)
На стадии становления проекта отношение российских журналистов к "Маруссии" было достаточно благосклонным - ведь, оказывается, наши люди тоже могут создавать автомобили не хуже, чем у Ferrari или Lamborghini. В действительности на российском рынке такие авто сомнительного происхождения и собранные "на коленке" оказались попросту невостребованы, несмотря на ранние уверения Фоменко о том, что "первые 700 машин уже проданы".
Не удалось новоявленному российскому производителю спорткаров выйти и на мировой рынок - зарубежные журналисты и автоэксперты в момент знакомства с тестовыми экземплярами обнаружили, что под красивой оболочкой скрывается довольно посредственная техническая начинка, а некоторые узлы так и вовсе позаимствованы у самых бюджетных моделей. Видимо слишком притязательным к качеству европейцам "чистого российского энтузиазма" оказалось недостаточно.
Lada Granta Sport
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjEquVUekt00htWoo6_X8aKRCFQAgTZu9OINAi6pExsklmx-XONv0ChyguIYA8-gaZNr3n5Ij9v-8YXnK0ZkrTz5o7CmHh1sY6V5Ln4dj951TNWKS-Bk0eWz3EIzAcDRsSrkCE1KpqduOc/s0/granta-sport.jpg)
Спортивные повадки автомобиль приобрел и за счет перенастроенного шасси с более жесткой подвеской и более острого рулевого управления, клиренс занижен до 140 мм, спереди и сзади устанавливались тормозные диски увеличенного диаметра, а в качестве "обувки" использовались 16-дюймовые легкосплавные диски Slik на низкопрофильных шинах Yokohama.
Внешнее оформление Lada Granta Sport отличалось оригинальными бамперами и небольшим спойлером на крышке багажника; в салоне имелись ковшеобразные сидения с развитой боковой поддержкой, отделанные кожей руль и рукоятка КПП и алюминевые накладки на педалях.
До "сотни" такой седан по официальным данным мог ускориться за 9,5 секунды, максимальная скорость заявлена на отметке в 197 км/ч, что сделало его на тот момент самым быстрым вазовским автомобилем, предназначенным для дорог общего пользования.
Выпуск "Гранты Спорт" осуществлялся до 2018 года, после проведения рестайлинга основной модели производство заряженного седана в новом кузове не возобновилось, однако осталась стилистическая версия Drive Active со спортивным обвесом и соответствующими изменениями в интерьере, а также доработанной подвеской.
Lada Kalina Sport
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEji05chG9y85TuJjbZNngGr_NVyjfNRoABnMea2pcZIFqCCUzzzbrCi57woZqQ3-cu9cE5JA4zEcSGwh9OutgmRAIa7lumaLkz68ThKnwL-ySWwT3bcvOt5huKZvfS0Pkp-sejIrRGurTY/s0/kalina-sport-2.jpg)
В 2014 году на базе рестайлинговой "Калины" появился уже более полноценный хот-хэтч со 118-сильным мотором и остальным техническим пакетом, аналогичным седану Lada Granta Sport. Lada Kalina Sport выпускалась до 2018 года, пока сама "ягодная модель" не исчезла из производственной гаммы АвтоВАЗа.
Lada Kalina NFR
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhipzGKgd6dskucWOA1WK-5_7ORk16LYveWGCCwPkPORa93jIutSZmw88ftZgWoA9ODSMi88WEK4O_xvbXLS4JPHBFGR6vT1998GfSCyhkcg89HxZIgrgp3Cz_rtCjhV12ySdgotBtyVYM/s0/kalina-nfr-3.jpg)
Не менее существенным оказался мастаб изменений и в ходовой части: передняя подвеска стала крепиться к мощному стальному подрамнику, многие элементы были позаимствованы у французского хэтчбека Renault Megane, включая усиленные ШРУСы, ступицы, тормозные диски. Позже на модель стал штатно устанавливаться механический самоблокирующийся дифференциал повышенного трения.
Tagaz Aquila
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhQIopSDj5bS3aFv9LTRgkRk1uYyMnnor_uag1KKRIdXxP3QoQxpR4NQUT0FTrnL0Bm28ks5uzLFsxjqHSgY6ZOwx6-bYM6JcIMa1-hHQ9I5p6IsHh6xYC5n_iZlFoV9vJVm5Evb-ppCPA/s0/mpm-erelis.jpg)
Этот автомобиль, задумывавшийся как отечественный народный спорткар, "одет" в полностью стеклопластиковый кузов со стальной пространственной рамой внутри, и всю эту конструкцию в движение приводил 1,6-литровый 106-сильный двигатель Mitsubishi китайского производства.
Всего до окончания функционирования ТагАЗа в 2014 году удалось собрать около двухсот "Аквилл", однако для своих создателей данный автомобиль оказался настолько дорог сердцу, что его производство спустя пару лет было возобновлено, правда, уже не у себя на родине. В 2016 году французская компания MPM Motors, основанная сыновьями бывшего владельца ТагАЗа Михаила Парамонова (собственно MPM расшифровывается как Mikhail Paramonov Manufacturing) объявила о подготовке к производству модели с внешностью спортивного лифтбека, реализованного по образцу несостоявшегося в России Tagaz Aquila.
На европейский рынок автомобиль вышел под именем MPM Erelis - именно он представлен на изображении выше под ранним проектным обозначением PS160. Единственным отличием от российской "Аквиллы" стала иная агрегатная база: 4-цилиндровый атмосферник Mitsubishi 4G18S был заменен на 3-"горшковый" турбированный PSA EB2ADTS объемом 1,2 литра, выдающий уже более солидные 130 лошадей. Соответственно оригинальная механическая "пятиступка" уступила место шестиступенчатой МКПП.
ShortCut 527
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhxVJ5_yxGcrSzgsOX8W-Wp_q5LA2SsonMm2kiTXJcFFOAqK_Mr-v4N3hXCOdZCOSjy91DoLqDpIX35JA1LLLClzehyphenhyphenFpP6atbaoPJlP3st167KJgOhK_fGMFaBnDEO5UmddoTk4E1filU/s0/shortcut-527.jpg)
В качестве силовой конструкции в основе "Шортката" используется пространственная трубчатая рама, а сердцем служит 16-клапанный "приоровский" мотор ВАЗ‑21126, которому путем установки иных распредвалов с увеличенным до 10 мм подъемом клапанов, модифицированных впуска и выпуска, облегченного маховика и собственной программной прошивки удалось поднять мощность практически в два раза - с 98 до 184 л.с. (при использовании высокооктанового бензина АИ-100 - до 198 л.с.).
Для полутонного автомобиля такие показатели очень даже внушительные: время разгона до сотни указывается менее 4,5 сек., максимальная скрорость - 220 км/ч. Данный спорткар сертифицирован как трековый, то есть может использоваться лишь на гоночных трассах для участия в монокубке или во время трек-дней.
У создателей "Шортката" существовала идея выпустить и гражданскую версию спорткара, предназначенную для дорог общего пользования, однако пока эти планы не удалось реализовать из-за сложностей внедрения в конструкцию автомобиля обязательной системы ЭРА-ГЛОНАСС.
Lada Vesta Sport
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjlyCjxtSI7JEBYDm-5KMBU5vdAp9A6XFoQeOm4Si00-DdYYF7PZ0wtygbTG76EBuVggHf8dFEOk1pep4ao_e-I8yLl8mvwuzXNX108jJs6HvjvGOeHkpL9hhLUnjcTfss4SUKI_5xoEgs/s0/vesta-sport-2.jpg)
Получается, что за вполне демократичную стоимость чуть выше одного миллиона рублей можно получить уникальный по своему характеру отечественный "драйвовый" автомобиль, готовый подарить куда больше эмоций от вождения, чем какая-либо равная ему по цене бюджетная иномарка.