Спорткары российского автопрома

Отечественная автомобильная промышленность за всю свою историю в технологическом плане постоянно отставала от развитого западного и азиатского мира, так что о подобного рода малосерийных маркетинго-имиджевых продуктах и вовсе не могло идти никакой речи. Спорткарами принято называть модели, созданные с применением особых технологий, позволяющих любому водителю в реальных условиях получить удовольствие от незаурядных способностей своего "железного коня" - в первую очередь от выдающихся динамических характеристик и острой реакции на управление, разумеется при наличии соответствующих финансовых возможностей, либо желания потратить имеющиеся средства на приобретение не самого практичного для повседневной эксплуатации авто.

Но на рубеже нулевых и второго десятилетия нынешнего века российские автомобильные предприятия переживают определенный производственный подъем, обусловленный как государственной поддержкой, так завязывающимися отношениями или более тесным сотрудничеством с иностранным автопроизводителями, и в качестве демонстрации растущих возможностей выпускают на рынок свои собственные нишевые модели. Впрочем, иногда автомобили со спортивным духом рождаются еще и под воплощением амбиций независимых энтузиастов, до этого даже не имевших к автопромышленности никакого отношения.


Marussia

Так уж получилось, что первый спорткар в России появился без поддержки какого-либо автопроизводителя, а был рожден на идейном энтузиазме бывшего шоумена и автогонщика Николая Фоменко, которому удалось привлечь к проекту частных инвесторов. Компания Marussia Motors просуществовала с 2007 по 2014 год, в раскрутку марки было вложено множество средств, дело дошло даже до стратегического партнерства с командой Формулы 1 Virgin Racing, однако всего за ворота предприятия выехало лишь четыре готовых автомобиля.

На стадии становления проекта отношение российских журналистов к "Маруссии" было достаточно благосклонным - ведь, оказывается, наши люди тоже могут создавать автомобили не хуже, чем у Ferrari или Lamborghini. В действительности на российском рынке такие авто сомнительного происхождения и собранные "на коленке" оказались попросту невостребованы, несмотря на ранние уверения Фоменко о том, что "первые 700 машин уже проданы".

Не удалось новоявленному российскому производителю спорткаров выйти и на мировой рынок - зарубежные журналисты и автоэксперты в момент знакомства с тестовыми экземплярами обнаружили, что под красивой оболочкой скрывается довольно посредственная техническая начинка, а некоторые узлы так и вовсе позаимствованы у самых бюджетных моделей. Видимо слишком притязательным к качеству европейцам "чистого российского энтузиазма" оказалось недостаточно.


Lada Granta Sport

Первый гражданский продукт спортивного подразделения АвтоВАЗа Lada Sport был запущен в мелкосерийное производство в начале 2013 года. Так называемый "заряженный седан" Lada Granta Sport получил определенное количество технических наработок, реализованных в гоночных автомобилях образованного двумя годами ранее монокубка Lada Granta Cup, и в частности от серийной "Гранты" отличался форсированным до 118 л.с. атмосферным 16-клапанным двигателем 1.6, трансмиссией с укороченной главной парой и 5-ступой механикой с иными передаточными числами.

Спортивные повадки автомобиль приобрел и за счет перенастроенного шасси с более жесткой подвеской и более острого рулевого управления, клиренс занижен до 140 мм, спереди и сзади устанавливались тормозные диски увеличенного диаметра, а в качестве "обувки" использовались 16-дюймовые легкосплавные диски Slik на низкопрофильных шинах Yokohama.

Внешнее оформление Lada Granta Sport отличалось оригинальными бамперами и небольшим спойлером на крышке багажника; в салоне имелись ковшеобразные сидения с развитой боковой поддержкой, отделанные кожей руль и рукоятка КПП и алюминевые накладки на педалях.

До "сотни" такой седан по официальным данным мог ускориться за 9,5 секунды, максимальная скорость заявлена на отметке в 197 км/ч, что сделало его на тот момент самым быстрым вазовским автомобилем, предназначенным для дорог общего пользования. Выпуск "Гранты Спорт" осуществлялся до 2018 года, после проведения рестайлинга основной модели производство заряженного седана в новом кузове не возобновилось, однако осталась стилистическая версия Drive Active со спортивным обвесом и соответствующими изменениями в интерьере, а также доработанной подвеской.


Lada Kalina Sport

Особое семейство вазовских хэтчбеков под названием Lada Kalina Sport было представлено еще в 2008 году, когда появились пятидверки со стандартными на тот момент для модели двигателями 1.4 (89 л.с.) и 1.6 (98 л.с.), но с оригинальным оформлением экстерьера и интерьера, а более мощный вариант 1.6 отличался еще и доработанными тормозами, заниженной на 20 мм подвеской и укороченной главной парой (3,9 вместо стандартных 3,7).

В 2014 году на базе рестайлинговой "Калины" появился уже более полноценный хот-хэтч со 118-сильным мотором и остальным техническим пакетом, аналогичным седану Lada Granta Sport. Lada Kalina Sport выпускалась до 2018 года, пока сама "ягодная модель" не исчезла из производственной гаммы АвтоВАЗа.


Lada Kalina NFR

Следующей вехой "спорткаростроения" для отечественного автогиганта можно считать самую экстремальную версию "Калины", появившуюся в 2015 году под наименованием Lada Kalina NFR (Need For Race), под капотом которой разместился форсированный до 136 "лошадей" 1,6-литровый атмосферник - мало какой иностранный агрегат аналогичного объема без наддува мог похвастать подобной отдачей!

Не менее существенным оказался мастаб изменений и в ходовой части: передняя подвеска стала крепиться к мощному стальному подрамнику, многие элементы были позаимствованы у французского хэтчбека Renault Megane, включая усиленные ШРУСы, ступицы, тормозные диски. Позже на модель стал штатно устанавливаться механический самоблокирующийся дифференциал повышенного трения.


Tagaz Aquila

"Русская Феррари" - ни много, ни мало именно так наше медиасообщество успело окрестить это самостоятельное творение Таганрогского автозавода на ранней стадии его существования, причем модель была успешно запущена в серию и производилась в крайне неблагоприятное для завода время - с 2013 по 2014 год, то есть в самый разгар процедуры банкротства. Этот автомобиль, задумывавшийся как отечественный народный спорткар, "одет" в полностью стеклопластиковый кузов со стальной пространственной рамой внутри, и всю эту конструкцию в движение приводил 1,6-литровый 106-сильный двигатель Mitsubishi китайского производства.

Всего до окончания функционирования ТагАЗа в 2014 году удалось собрать около двухсот "Аквилл", однако для своих создателей данный автомобиль оказался настолько дорог сердцу, что его производство спустя пару лет было возобновлено, правда, уже не у себя на родине. В 2016 году французская компания MPM Motors, основанная сыновьями бывшего владельца ТагАЗа Михаила Парамонова (собственно MPM расшифровывается как Mikhail Paramonov Manufacturing) объявила о подготовке к производству модели с внешностью спортивного лифтбека, реализованного по образцу несостоявшегося в России Tagaz Aquila.

На европейский рынок автомобиль вышел под именем MPM Erelis - именно он представлен на изображении выше под ранним проектным обозначением PS160. Единственным отличием от российской "Аквиллы" стала иная агрегатная база: 4-цилиндровый атмосферник Mitsubishi 4G18S был заменен на 3-"горшковый" турбированный PSA EB2ADTS объемом 1,2 литра, выдающий уже более солидные 130 лошадей. Соответственно оригинальная механическая "пятиступка" уступила место шестиступенчатой МКПП.


ShortCut 527

Российский аналог знаменитых британских Lotus Seven и до сих пор выпускаемого Caterham 7 был рожден в стенах московского конструкторского бюро "527", получив основное наименование ShortCut - что означает "кратчайший путь" в мир автоспорта, то есть подходящий для любого водителя, не обладающего определенными навыками управления гоночным болидом.

В качестве силовой конструкции в основе "Шортката" используется пространственная трубчатая рама, а сердцем служит 16-клапанный "приоровский" мотор ВАЗ‑21126, которому путем установки иных распредвалов с увеличенным до 10 мм подъемом клапанов, модифицированных впуска и выпуска, облегченного маховика и собственной программной прошивки удалось поднять мощность практически в два раза - с 98 до 184 л.с. (при использовании высокооктанового бензина АИ-100 - до 198 л.с.).

Для полутонного автомобиля такие показатели очень даже внушительные: время разгона до сотни указывается менее 4,5 сек., максимальная скрорость - 220 км/ч. Данный спорткар сертифицирован как трековый, то есть может использоваться лишь на гоночных трассах для участия в монокубке или во время трек-дней. У создателей "Шортката" имелась идея выпустить и гражданскую версию спорткара, предназначенную для дорог общего пользования, однако пока эти планы не удалось реализовать из-за сложностей внедрения в конструкцию автомобиля обязательной системы ЭРА-ГЛОНАСС.


Lada Vesta Sport

Спортивное исполнение нынешней флагманской модели АвтоВАЗа с более "пухлыми" формами кузовного обвеса, перенастроенным шасси и форсированным до 145 л.с. атмосферным двигателем 1.8. Самим производителем Lada Vesta Sport позиционируется как доступный спорткар, построенный с применением гоночных технологий и адаптированный к повседневной эксплуатации по городу и шоссе. Получается, что за вполне демократичную стоимость чуть выше одного миллиона рублей можно получить уникальный по своему характеру отечественный автомобиль, готовый подарить куда больше эмоций от вождения, чем какая-либо равная ему по цене бюджетная иномарка.

 
Design by Free WordPress Themes | Bloggerized by Premium Blogger Themes