Весной 2022 года подавляющее большинство зарубежных автопроизводителей приняли решение приостановить свою деятельность на российском рынке, выражая тем самым протест по поводу военной операции, инициированной РФ на территории Украины 24 февраля. Свое желание продолжать работать в нашей стране изъявили лишь корейские и китайские компании.
До последнего момента не ясны были намерения корпорации Renault, среди прочих иностранных автогигантов наиболее тесно интегрированной в российскую автопромышленность. Как известно, присутствие французов в России не ограничивается лишь сверхпопулярными "Логанами" и "Дастерами" - автоконцерн владеет контрольным пакетом АвтоВАЗа и при этом в значительной степени интегрировал свои технологии в производственную гамму отечественного автогиганта.
Как известно, многие современные вазовские модели спроектированы с расчетом на использование реношных компонентов, либо и вовсе представляют собой результат полного копирования автомобилей французской марки. В ближайшие несколько лет "реновцы" так и вовсе планировали полностью унифицировать технологическую базу АвтоВАЗа со своими собственными разработками, однако, перспективы дальнейшего совместного русско-французского развития, сейчас выглядят уже не такими безоблачными.
В конце апреля стало известно, что компания Renault планирует передать свою долю АвтоВАЗа (67,6%) некой российской стороне с возможностью ее обратного выкупа в течение последующих пяти-шести лет. Официально ни одна из сторон подтверждений по этому поводу не давала, даннаую информацию лишь озвучил глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. В качестве вероятного получателя доли Renault называется государственный научно-исследовательский автомобильный институт НАМИ, вероятно сделка будет оформлена как условная "продажа за один рубль".
Кроме того, по заявлению Мантурова французский автогигант намерен избавится и от своего московского завода "Рено Россия", который будет передан правительству Москвы, и впоследствии на нем "будут выпускать другие автомобили".
Так что же действительно ли Renault уходит из России, или на самом деле производитель просто ищет хитрое решение практической задачи по временной передачи активов российскому партнеру, дабы сохранить связь с российским авторынком и при этом не идти вразрез с европейской общественностью, требующей жестких санкций в отношении практических всех экономических и промышленных сфер России?
Понятно, что неспроста французы сохраняют за собой право обратного выкупа своих активов, в которые по некоторым данным было вложено порядка миллиарда долларов, то есть явно бронируют за собой возможность вернуться в последующие пять-шесть лет, и к тому же не желая так просто терять примерно 12% от совокупных доходов, которые до сего момента приходились на российский авторынок, что для компании с мировым именем считается довольно существенной цифрой. То есть, институт НАМИ по сути будет даже не владеть акционерным капиталом Renault, а только управлять им в качестве трастовой компании.
По словам Мантурова, ранние слухи о предложении Renault продать АвтоВАЗ неким корейским и китайским компаниям с действительностью не имеют ничего общего.
Резюмируя вышеизложенные сведения, можно прийти к выводу, что Renault планирует лишь на некоторое время формально выйти из состава акционеров АвтоВАЗа, дабы соблюсти санкции под давлением коллективного Запада, а затем вернуться по завершении российско-украинского кризиса.
Другим моментом, свидетельствующим о намерении Renault сохранить свой бизнес в России, можно считать тот факт, что АвтоВАЗ продолжает работы над новыми моделями на перспективной реношной платформе CMF-B, то есть очевидно, что если бы французы окончательно и бесповоротно уходили из нашей страны, то наверняка бы уже закрыли вазовцам доступ к своим технологиям.
Что же касается японского партнера Renault компании Nissan, то пока представители этой марки объявили о приостановке местного производства, а также экспорта автомобилей в Россию на неопределенный срок из-за логистических сложностей вследствие ужесточения экономических санкций против нашей страны.
Нам же следует надеяться, что пик антироссийской истерии с Запада пройдет в обозримом будущем, и даже те, кто поспешил уйти с российского рынка, осознают свою неправоту и вернутся за нашими рублями.