Вариатор на бездорожье: как "не убить" бесступенчатую трансмиссию

Бесступенчатые коробки на основе единственной ременной передачи с плавно изменяемым передаточным числом начинают завоевывать мировой авторынок, постепенно вытесняя прочие виды автоматических трансмиссий - в первую очередь классические автоматы с гидротрансформатором. Дело в том, что многим автопроизводителям проще внедрить в конструкцию своих моделей вариаторную КПП, имеющую достаточно простую конструкцию с подвижными шкивами, нежели разрабатывать многоступенчатые гидромеханические агрегаты под характеристики современных двигателей.

Естественно, как и к любому новшеству отношение нынешних автолюбителей к вариаторам в определенном смысле еще достаточно скептическое: если к плавному и мягкому разгону автомобиля с такой коробкой претензий в принципе быть не может (ну за исключением разве что у так называемых "мамкиных гонщегов", любящих "навалить" со светофора), то малообоснованное нарекание может вызвать пресловутая "ненадежность" клиноременной трансмиссии, особенно при более жестких условиях эксплуатации, чем просто обычный разгон и торможение.

А что, как минимум один вариатор уже сломался, причем на широкую аудиторию: ведущему YouTube канала Clickoncar Михаилу Кульдяеву удалось перегреть агрегат во время тест-драйва новейшего кроссовера Kia Seltos в условиях австрийского бездорожья. Не видим смысла смаковать этот случай на пару с Михаилом, понимая всю его искреннюю любовь к китайскому автопрому и точечный хейт в отношении корейцев и европейцев (хотя в саму Европу китайцев со своими "шедеврами на колесах" до сих пор не пускают за несоответствие современным нормам и требованиям прежде всего в плане безопасности).

Мы же попытаемся развенчать некоторые предрассудки или даже страхи в отношении вариаторов, в частности их эксплуатации на бездорожье, будь то снег, грязь, песок или просто ухабистая грунтовка, чего в России пока еще хватает с избытком. Лишним будет упоминать, что по такому покрытию водители порой вынуждены пробираться в том числе и на обычных легковушках, так что тема актуальна не только для владельцев вседорожников разных мастей.

Сразу назовем основное и пожалуй единственное "зло", способное быстро убить вариатор: выезд после пробуксовки на твердую поверхность с хорошим зацепом при сильно выжатой педали газа. То есть, при резком снижении скорости ведущих колес на высоких оборотах двигателя конусообразные шкивы не успевают моментально подстроится под изменившиеся условия передачи момента, в результате чего цепь или ремень может проскочить и образовать фатальные задиры на поверхности шкивов.

Непосредственно при буксовании в грязи или другой скользкой поверхности также не стоит чрезмерно усердствовать с педалью газа, поскольку длительное движение на малой скорости при высоких оборотах мотора - самый проблематичный режим для ремня. Любые труднопреодолимые участки следует стараться проезжать ходом, но в случае застревания не нужно бояться "раскачать" автомобиль, то есть попеременно сдавать назад и вперед - вопреки прямопротивоположным мнениям вариатор позволяет быстро переключаться с "драйва" на "реверс". Причем, в большинстве современных моделей за задний ход отвечает не сам вариатор, а пристыкованный гидроблок, либо отдельная механическая передача.

Ну и рассмотрим самое основное препятствие, встречающееся уже в городских условиях эксплуатации - преодоление бордюра. Так вот, для машин с "вариком" правило простое: заезжать на бордюр лучше по диагонали каждым из ведущих колес поочередно, а не обеими колесами сразу, дабы избежать резкого выстреливания машины сразу же после преодоления преграды на высоких оборотах двигателя. Наглядно об особенностях эксплуатации вариатора на бездорожье нам расскажет опубликованное ниже видео журнала 4x4 Club.

 
Design by Free WordPress Themes | Bloggerized by Premium Blogger Themes