Правительство договорилось с нефтяниками о замораживании оптовых цен на бензин и дизельное топливо до начала 2019 года на уровне июня 2018 года, а затем ограничить их рост уровнем инфляции. Текущие соглашения действуют с 1 ноября до конца марта 2019 года, а потом могут быть продлены. По сути нефтяные компании были вынуждены пойти на уступки правительству, которое пообещало в противном случае ввести заградительные экспортные пошлины на нефтепродукты.
Подорожание горючего с 1 января 2019 года ожидалось в связи с одновременным повышением акцизов на бензин и дизельное топливо в рамках запланированного еще несколько лет назад налогового маневра, предусматривающего постепенное повышение налога на добычу полезных ископаемых и одновременное снижение их экспортных пошлин на эквивалентную сумму. До недавнего времени планомерное повышение акцизов не оказывало значительного влияния в топливной сфере на внутреннем рынке, однако весной 2018 года российские автомобилисты столкнулись с наиболее ощутимым за последние годы ростом цен на автозаправочных станциях, одной из основных причин которого видится повышение мировых цен на сырую нефть и нефтепродукты. Вкупе с возросшими с начала года топливными акцизами и девальвацией рубля вследствие новых санкций со стороны США данный фактор сподвиг отечественные нефтяные компании сбывать больше сырья на экспорт, тем самым вызвав дефицит топлива внутри страны.
Чтобы стабилизировать цены, чиновникам пришлось временно снизить акцизы на топливо и отказаться от их повышения, запланированного с 1 июля 2018 года. Повторимся: данная мера была временной, рассчитанной лишь до конца года, и с 1 января 2019 года акцизы на бензин и дизтопливо будут повышены в тех объемах, что планировались шестью месяцами ранее: на 3,7 и 2,7 тысячи рублей за тонну бензина и солярки, то есть до 11 892 и 8 258 тысяч рублей соответственно.
Во избежание повторения непредвиденной ситуации с ростом цен на топливо ситуации подобно той, что наблюдалась прошлой весной, правительством было принято решение компенсировать повышение акцизов введением в 2019 году так называемого обратного или отрицательного акциза, предусматривающего государственные субсидии нефтеперерабатывающим заводам, производящим не менее 10% нефтепродуктов для внутреннего рынка страны. Обратный акциз будет компенсировать таким предприятиям возможные убытки от нефтепереработки для внутренних потребностей на фоне снижения экспортных пошлин на нефтепродукты, и им будет выплачиваться часть разницы между мировой ценой на нефть и ее стоимостью на внутреннем рынке в виде специальной надбавки.
В качестве дополнительной меры стабилизации цен на топливо в особых случаях правительство всегда готово пойти на временное повышение экспортных пошлин. Собственно, как упоминалось в начале статьи, такой рычаг давления на нефтяников совсем недавно едва не был применен. Слухи же о том, что бензин подорожает в среднем до 50 рублей за литр еще до начала 2019 года, по всей видимости распространялись отдельными участниками рынка, а именно независимыми АЗС, утверждавшими, что в настоящее время работают себе в убыток, и настаивавшими на непременном снижении оптовых цен на топливо.
Пока же по состоянию на начало ноября 2018 года на заправках было зафиксировано легкое подорожание бензина в среднем на 3 копейки за литр 92-го (до 41,69 руб) и на 4 копейки за литр 95-го (до 45,59 руб).