Реформа ОСАГО будет завершена в 2020 году?

Грядущая реформа ОСАГО предлагает отмену двух ключевых коэффициентов, привязывающих стоимость полиса к мощности двигателя и территории эксплуатации автомобиля. Определенная связь двух данных факторов ценообразования "автогражданки" еще как-то оправдана при нынешних тарифах, однако после готовящегося расширения тарифного коридора на 20% до верхнего и нижнего предела отмена мощностного и территориального коэффициентов по мнению страховщиков повлечет за собой негативный эффект в ряде регионов.

Предполагается, что после введения более справедливых тарифов, по которым аккуратные и опытные водители будут платить меньше, а молодые, злостные нарушители ПДД и часто попадающие в ДТП лихачи - соответственно больше, средняя стоимость страховки в особо убыточных для страховых компаний регионах должна заметно возрасти. Однако, если убрать территориальный коэффициент из расчета стоимости полиса, это практически сведет на нет всю суть реформы, назревшей в связи с низкой рентабельностью в сфере обязательного автострахования.

Для справки: за последние десять лет (с 2007 по 2017 год) страховщики выплатили компенсаций по ОСАГО на сумму более 1 трлн рублей, а сами при этом получили прибыли всего 49,9 млрд рублей. Чтобы банально не повышать стоимость страховки, особенно на фоне неоднозначно воспринятых общественностью решений о повышении пенсионного возраста и росте ставки НДС, собственно и было принято решение о пересмотре коэффициентов, учитывающих возраст, стаж и аккуратность автовладельца.

В ходе обсуждений поправок к реформе ОСАГО, сформулированных Центробанком, Минфином, депутатами Госдумы, сенаторами Совета Федерации и Российским союзом автостраховщиков, отмену территориального коэффициента предлагается отложить до 1 сентября 2020 года. С упразднением коэффициента мощности также предложено повременить, но правда уже не так долго - до 1 сентября 2019 года. Мощность двигателя в некоторой степени имеет связь с потенциальной аварийностью, но не такую ключевую, чтобы влиять на тарифы ценообразования полиса ОСАГО, и все же изначально следует оценить последствия от расширения тарифного коридора и изменения ряда других коэффициентов, намеченных на первую стадию реформы.

В более поздние сроки Минфин предлагает разрешить страховым компаниям изменять тарифную ставку уже на 30%, а то и на 40%, как в меньшую, так и в большую сторону - опять же в целях сглаживания эффекта от отмены коэффициентов.


Среди других спорных предложений, озвученных в ходе обсуждения реформы - привязка полиса ОСАГО к водителю, а не автомобилю - якобы владелец нескольких транспортных средств физически не может ездить на всех машинах одновременно, и его следует избавить от необходимости покупать отдельный полис на каждое авто. Однако, по статистике в большинстве регионов страны на тысячу человек, имеющих водительские права, приходится примерно 400 автомобилей, то есть, одним автомобилем пользуются два-три человека - как правило члены одной семьи. Так вот, если заставлять каждого покупать страховку, это может серьезно ударить по семейному бюджету, поэтому данная мера, хоть и представляется логичной, нуждается в основательной доработке.

Предложенная депутатами и поддержанная Минфином и Центробанком видеозапись процесса оформления полисов "автогражданки" в теории должна помочь избежать навязывания страховыми компаниями дополнительных услуг, а также отказов в продаже полисов под разными предлогами. Однако, сами страховщики высказались категорически против такой меры, ссылаясь на серьезные издержки при переоборудовании офисов, для поктытия которых придется искусственно повышать цены на страховку. Кроме того, у потребителя в настоящее время и так имеется законное право фиксации на фото, видео и аудио процесса заключения договора или написания жалобы, так что осуществлять это в обязательном порядке на постоянной основе нет смысла.

На текущий момент Центробанк завершает исследования при подготовке первого этапа реформы ОСАГО и готов направить предложения по расширению тарифного коридора для регистрации в Минюст. Таким образом, первые изменения в "автогражданке" могут вступить в силу уже к началу 2019 года, полное же реформирование ОСАГО в соответствии с нынешними планами будет осуществлено к концу 2020 года, а то и гораздо позже.

 
Design by Free WordPress Themes | Bloggerized by Premium Blogger Themes