Рост цен на бензин и дизельное топливо в 2019 году сдержит отрицательный акциз?

В первой половине 2018 года цены на бензин и дизельное топливо в России ощутимо взлетели вверх, особенно заметным подорожание горючего оказалось в апреле-мае. В качестве основных причин такого роста называется повышение мировых цен на сырую нефть, что побуждает отечественные нефтяные компании сбывать больше сырья на экспорт, вызывая тем самым топливный дефицит внутри страны, а вкупе с возросшими акцизами на топливо нефтепереработка для внутренних потребностей становится еще менее рентабельной.

К июню правительство вынуждено было отреагировать на ситуацию и временно снизить топливные акцизы: на 3 000 рублей за тонну бензина и на 2 000 рублей за тонну солярки, а также одновременно не повышать акцизные ставки с 1 июля 2018 года (примерно на 700 рублей за тонну), в рамках принятого еще несколько лет назад постановления о постепенном снижении экспортных пошлин и одновременном повышении налога на добычу полезных ископаемых.

В результате принятых мер чиновникам удалось стабилизировать цены на горючее: в среднем по России литр самого популярного бензина Аи-92 подешевел на три копейки до 41,64 рубля, стоимость летнего дизтоплива осталась на уровне 44,44 рублей за литр.

Повторимся: данные меры по снижению акцизных ставок на топливо временные, то есть рассчитаны лишь на текущий год, и с 1 января 2019 года акцизы вырастут в тех объемах, которые изначально планировались с 1 июля 2018 года, то есть на 2,7 и 3,7 тысячи рублей за тонну дизельного топлива и бензина до 8 258 и 11 892 тысяч рублей соответственно.

Дабы избежать повторения ситуации с ростом цен на горючее, правительством РФ было принято решение компенсировать повышение акцизов как на бензин, так и на дизельное топливо введением в 2019 году так называемого обратного или отрицательного акциза, предусматривающего государственные субсидии нефтеперерабатывающим заводам, производящим не менее 10% нефтепродуктов для внутреннего рынка страны.

Таким образом, по мнению вице-премьера Дмитрия Козака роста цен на топливо из-за повышения акцизов в 2019 году не ожидается, снижение экспортных пошлин заводам будет компенсироваться отрицательным акцизом. Также нефтеперерабатывающие предприятия будут получать часть разницы между мировой ценой на нефть и ее стоимостью на внутреннем рынке в виде специальной надбавки. Как считает вице-премьер, других действий по сдерживанию роста цен на бензин и дизельное топливо в 2019 году со стороны правительства не потребуется.

В качестве крайней меры, в случае резкого роста цен на бензин и дизтопливо, правительство готово пойти на временное повышение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.

Тем не менее, сами нефтяники видят ситуацию на ближайшее будущее не столь радужно и настаивают на дальнейшем снижении акцизных ставок. Даже при текущей убыточности автозаправочных станций требуется сокращение ставок еще примерно на 2 000 - 2 500 рублей для тонны бензина и на 3 500 - 4 000 рублей для тонны дизеля. А бюджет страны можно пополнять и за счет налога на добычу полезных ископаемых, постепенное увеличение которого запланировано до 2024 года. Ну и ко всему прочему, для нормализации ситуации с ценами на нефтепродукты для внутреннего рынка по мнению представителей отрасли следует ввести временные квоты на экспорт топлива и подумать о снижении налога на добавленную стоимость (НДС) на топливо, который на текущий момент составляет 18%.

 
Design by Free WordPress Themes | Bloggerized by Premium Blogger Themes