Советские автоклоны и их прототипы

Считается, что именно в советскую эпоху отечественный автопром получил максимально мощный тормоз в развитии, ведь изначально владение личным транспортом считалось излишней роскошью, а в послевоенное время большая часть эффективных государственных ресурсов была брошена на развитие оборонной и космической промышленности.

Практически любой советский автомобиль, появлявшийся в то или иное время и выпускавшийся на протяжении порой не одного десятка лет, сегодня почитается как некая легенда, оставившая свой след в истории нашего автомобилестроения, вот только большая часть этих самых "легенд" являлись либо результатами полного копирования иностранных наработок, либо создавались под их влиянием.

Рассмотрим наиболее известные случаи советского "автоклонирования".


ГАЗ-А (1932-1936) слева, Ford Model A (1927-1931) справа

Первый советский массовый легковой автомобиль конвеерной сборки ГАЗ-А являлся лицензионной копией американского фаэтона (авто с откидным верхом) Ford Model A, уже снятого с производства у себя на родине к моменту появления первой модели Горьковского автозавода.

Уже в первое время выпуска ГАЗ-А выяснилась малая пригодность открытого кузова к эксплуатации в наших регионах с более суровым, чем в Штатах, климатом, так что впоследствии горьковчанам пришлось дорабатывать его конструкцию для модификации с полноценной крышей.


ГАЗ М-1 (1936-1942) слева, Ford Model B 40A Fordor Sedan (1934-1935) справа

Легковой автомобиль ГАЗ М-1 (также известный как "Эмка") стал вторым модельным семейством Горьковского автозавода, как и его предшественник ГАЗ-А создавался на основе купленной у американцев документации. На этот раз в качестве прототипа использовался Ford Model B версии 40A Fordor Sedan образца 1934 года.

В ходе адаптации "Эмки" под местные условия эксплуатации газовцы значительно переработали конструкцию заокеанского прототипа, в частности усилили раму и подвеску, а двигатель установили не напрямую на раму, а на специальную "плавающую" подвеску, значительно снижающую уровень вибраций.


ЗИС-110 (1945-1961) слева, Packard-160 (1940-1942) справа

Не секрет, что во времена правления Сталина руководство нашей страны проявляло неподдельную любовь к американскому автопрому, и поэтому совсем неудивительно, что даже при создании машины представительского класса советские инженеры черпали вдохновение далеко за пределами своей родины. Так, при проектировании первого послевоенного советского автомобиля ЗИС-110 (в 1956 году был переименован в ЗИЛ-110) за образец был взят американский люксовый седан Packard Super Eight One-Sixty образца 1940 года.

Несмотря на то, что внешнее оформление 110-го было выполнено стиле "Паккарда", по факту же для "нашего" автомобиля был спроектирован собственный кузов - по некоторым сведениям даже несколько крупнее своего прообраза, и не имевший с "американцем" взаимозаменяемых кузовных панелей.


Москвич-400 (1946-1954) слева, Opel Kadett K38 (1938-1940) справа

Москвич-400 считается первым советским народным автомобилем, то есть поступившим в свободную продажу для индивидуального использования. До этого все производимые в СССР авто распределялись между предприятиями и прочими государственными организациями. Основной версией модели являлся четырехдверный седан с обозначением 400-420, но выпускались и другие модификации, например: кабриолет (400-420А), фургон (400-422).

При создании "четырехсотого" за основу был взят вывезенный из Германии довоенный Opel Kadett К38, конструкцию которого скопировали вплоть до винтика, используя в качестве образца "живой" экземпляр ввиду отсутствия какой-либо сохранившейся документации на разрушенном бомбардировкой заводе Opel. С 1954 по 1956 год выпускалась усовершенствованная модель Москвич-401 с доработанной КПП и двигателем увеличенной мощности с 23 до 26 л.с.


ЗАЗ-965 (1960-1969) слева, Fiat 600 (1955-1969) справа

Легендарная советская микролитражка создавалась с целью предоставить каждому гражданину СССР в личное пользование действительно доступный, экономичный и удобный в эксплуатации автомобиль. Прототипом ЗАЗ-965 иногда ошибочно считают итальянский городской миникар Fiat 500 (автомобиль с таким названием в похожей ретро-стилистике выпускается и в настоящее время); на деле же при проектировании "горбатого" в качестве образца послужила более крупная модель Fiat 600.

Созданием самого первого "Запорожца" занимались инженеры московского автозавода МЗМА (Москвич), и ранние предсерийные образцы народной микролитражки именовались "Москвич-444" и "Москвич-560", однако в связи с загруженностью конвейеров МЗМА серийное производство новинки было решено перенести на отдельное предприятие в Запорожье, УССР (нынешняя Украина).

Несмотря на общую схожесть в конструкции с "итальянцем", ЗАЗ-965 в итоге получил существенное внешнее отличие - трехобъемный кузов типа двухдверный седан, в то время как Fiat 600 являлся двухобъемным хэтчбеком без того самого характерного "горба" сзади, сформировавшегося у "запора" из-за выступающего моторного отсека.


ВАЗ-2101 (1970-1988) слева, Fiat 124 (1966-1974) справа

Первенец Волжского автозавода и всеми любимая "копеечка" создавалсь в свое время на самых передовых технологиях западного автопрома, ее лицензионным прототипом стал итальянский Fiat 124, получивший в 1967 году звание "Европейский автомобиль года". Внешне ВАЗ-2101 практически полностью повторял дизайн "Фиата", однако в конструкцию подвески, тормозов, двигателя и коробки при содействии итальянских конструкторов были внесены серьезные доработки под местные условия эксплуатации в нашей стране.

Серийно данный автомобиль выпускался до 1988 года, включая модификации ВАЗ-21011 и ВАЗ-21013, и при этом дал начало всему вазовскому семейству классики, производившемуся вплоть до начала второго десятилетия двадцать первого века, но следует также учесть, что современные тольяттинские внедорожники Niva Travel и Niva Legend по сути до сих пор базируются на его платформе.

 
Design by Free WordPress Themes | Bloggerized by Premium Blogger Themes